Наконец-то появилась возможность рассказать о концерте. Прошу прощения за корявый нелитературный стиль.
Вот, что написано в приобретённой книжечке:
19 ноября
Московский международный Дом музыки (Светлановский зал)
Парад бразильских звёзд, посвящается памяти великого бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима.
Joao Donato, Emilio Santiago, Wanda Sa, Bocato All Stars, Московский государственный камерный оркестр России, художественный руководитель и главный дирижёр – Константин Орбелян (США).
Концерт проходил в рамках 1-го Международного Фестиваля “RIO–HAVANA–NEW YORK”
Информации в брошюре об артистах немного, в основном перечисление звёздных синонимов. Поэтому было интересно побольше узнать, например, о Жоао Донато. Дискографию перечислять нет смысла, он работал со многими, в т.ч. Жобимом и Жилберто. С последним дружба завязалась заочно. Перед тем, как начать работать вместе в группе Garotos da Lua, кто-то сказал Жилберто: «Ты встретишь парня, точно такого же, как ты». Донато был проинформирован примерно так же, и когда они встретились, то сказали друг другу только: «Это правда!» Родился Донато в 1934-м году и в 15 лет уже участвовал во «взрослых» записях, играя на аккордеоне. В последствии он переквалифицировался в пианиста, заколебавшись таскать с собой по клубам аккордеон и отказывая себе в выпивке (надо было всё время следить, что бы инструмент не спёрли), но когда это всё-таки произошло, новый покупать уже не стал. Несмотря на яркий талант Донато его манеру исполнения публика не оценила, его перестали приглашать клубы. Он даже предлагал играть бесплатно, так сказать, из любви к искусству, клуб соглашался, но разрешал играть после … 4-х утра. В конце концов его это достало и он свалил в Штаты, в Калифорнию, где протусовался аж 14 лет (довольно успешно работая с разными исполнителями, например, было записано 2 альбома с Аструд на студии Verve). Были и выездные сессии. Во время гастролей по Италии с Жилберто и Бананой у Жилберто что-то случилось с пальцем и он не смог играть на гитаре. Лечиться он поехал в Париж, к врачу-акупунктурщику, который лечил Пеле. Всё это затянулось, и через месяц напрасных ожиданий Донато покинул Европу.
Свой первый хит Minha saudade Донато сочинил в 1958 году. Я так и не понял, что значит «совместно с Жоао Жилберто», но очевидно, что Донато является первоклассным музыкантом и аранжировщиком. О его популярности, как сессионного музыканта, говорит количество альбомов, в которых он принимал участие. В заключении хотелось бы сказать пару слов о личных предпочтениях. Звание короля босса-новы, которым наградили Донато устроители фестиваля, вероятно обязано одному высказыванию Жоао Жилберто, в котором он признался, что свой «босса-нововский» гитарный стиль перенял у своего друга пианиста Донато.
Искренне благодарен всем музыкантам, развивающим и пропагандирующим босса-нову по всему миру. Возможно нарядившись так же, как Донато, в пиджаке и бейсболке, вышел бы на эту сцену и Том, родись он чуть позже…
Хотелось бы рассказать об остальных участниках концерта, но пороху не хватит. Просто приведу в конце несколько ссылок.
Вернёмся на сцену ММДМ, где мы с Леной, любезно составившей мне компанию, оказались вечером 19-го ноября. Шикарное современное здание, беспрецедентная презентация бразильской музыки в России.
Самое время упомянуть Фрэнка Колона, супер-пупер-перкуссиониста, первым номером появившегося на сцене. Сразу скажу, что такое разнообразие инструментов и прибамбасов я увидел впервые. Часть из них лежала на поверхности стола, а те, что не поместились, находились в сумке, лежавшей рядом на полу. Не уверен даже, что Фрэнк успел использовать всё это «богатство», хотя концерт был весьма продолжительным.
Ну, вот, теперь постараюсь расшифровать свои каракули. Смотрю на эти иероглифы и убеждаюсь в полезности приобретения элементарного диктофона.
Вышли Ханга и Стриженов, чего-то сказали и исчезли с концами. Вообще-то всё, что говорилось в микрофон с балкона (где мы сидели) воспринималось с трудом. Возможно это особенности акустики помещения.
1. На сцене появляется Фрэнк, и с помощью инструмента, похожего на лук с привязанной к нему тыквой и смычка, начинает эдакую прелюдию к батукаде. Этот инструмент достаточно мелодичен, но прелюдия плавно перетекает в какофонию, когда вдруг на сцене появляются Bocato All Stars, группа паулистов в белых штанах, окончательно давая понять, что никакой «Калинки-малинки» не будет.
2. Favela.
Инструментальный вариант, в исполнении музыкантов из Сан-Пауло. Кстати, по задору абсолютно хулиганский.
3. -4. Выходит Ванда Са. Две вещи Олега Туманова (см. в инете, кто такой, со слов Вартана-Elephant Records имеет хорошие продажи своих дисков в Бразилии). На подпевке - Sexto Sentido, я чуть было не выпал с балкона, приняв их за паулисток. Девки, как оказалось, двадцатилетние кубинки, с консерваторским образованием и с кожей цвета кофе. Зрелище не для слабонервных.
5. Samba De Una Nota So. Появление камерного оркестра. Органичное звучание хора скрипок в припеве. Настроение поднимается.
6. Вещь узнал, есть она в коллекции. Ванда поёт хорошо, но не чувствую откровенности Элис и нежности Аструд.
7. Wave, на португальском! Чувства начинают выплёскиваться.
8. Эмилио Сантьяго исполняет Копакабану О.Туманова. Достаточно бесхитростная мелодика, но вкупе с аранжировкой и вновь вышедшими кубинками образует такой оптимистичный латинос.
9. Corcovado. Тут впору было пустить слезу. Каноническое исполнение, бразильцы и всё такое…
10-11. Наконец-то появляется Жоао Донато, исполняя, скорее всего, какие-то авторские вещи, с которыми я не знаком. Блистает Фрэнк Колон.
Антракт.
12. Desafinado. Поёт Сильвио в сопровождении: ударные, перкуссия, бас, электрогитара. Низкий бархатный тембр, уж больно профессиональное, гладкое исполнение, довольно непривычно после Жобима и Жильберто.
13. Insensatez. То же, но с оркестром. Красота неземная.
14. Джазовая пьеска. Не узнал.
15. Manha de Carnaval. Сильвио Сантьяго.
16. Опять не узнал. Инструментал, разошлись не на шутку, лавина перкуссии. Один скрипач из оркестра очень бурно реагировал. Оченно ему это дело по душе пришлось.
17. Aqua de Beber. Ванда и Сильвио.
18. Brazil. Ну, как же без этого! Зал завёлся, думал будет занавес. Но пронесло.
19. Донато что-то из своего сыграл, наверное.
20. Опять не удалось распознать вещь, есть она на каком-то из сборников.
21. Вышли WS & ES. Chega!!! Уау!
22. Вышли все! Garota de Ipanema.
Бурные овации, всеобщая эйфория.
Отдельное спасибо Анне, сообщившей об этом концерте.
http://www.sombras.com.br/joaodonato/
http://www.cliquemusic.co...istas/emilio-santiago.asp http://www.cliquemusic.com/artistas/wanda-sa.asp http://www.frankcolon.com/
http://www.elefant.com/